С 1 марта 2025 года в силу вступают изменения, внесённые в Правила движения и стоянки судов в Волго-Балтийском бассейне внутренних водных путей Российской Федерации. Эти изменения регламентированы приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 4 июля 2024 года № 226. Нововведения затрагивают широкий спектр аспектов судоходства, включая безопасность маломерных судов, приоритетность движения на водных путях, ограничения для плавучих объектов и многие другие вопросы. В данной статье подробно рассмотрены изменения и их влияние на судоходство. |
Начнём по порядку.
Пункт 11:
Новая редакция предусматривает, что суда класса «Р 0,6» и маломерные суда (меющие ограничение по допустимой высоте волны 1%-ной обеспеченности 0,6 м) на акватории реки Нева могут эксплуатироваться только при условии, что все пассажиры одеты в спасательные жилеты.
Пункт 12:
Для судов класса «Р 0,6», а также маломерных судов (меющие ограничение по допустимой высоте волны 1%-ной обеспеченности 0,6 м) установлены ограничения на участке между Литейным и Благовещенским мостами в Санкт-Петербурге. Движение допускается только:
- В светлое время суток.
- При видимости не менее 1 км.
- При фактическом волнении воды до 0,6 м.
- Как и в пункте 11, люди должны быть одеты в спасательные жилеты.
Эти меры направлены на предотвращение инцидентов в условиях ограниченной манёвренности маломерных судов.
Пункт 17:
На Новоладожском, Новосвирском и Новосясьском каналах введён приоритет встречного движения грузовых судов, движущихся вниз. Суда, идущие вверх обязаны пропускать суда, идущие вниз.
Пункт 19
Установлены ограничения скорости для различных участков:
- Река Преголя и Старая Преголя (от двухъярусного моста до Октябрьского шоссейного (Берлинского) моста): не более 12 км/ч.
- Приморский и Озерковский каналы: не более 10 км/ч.
- Полесский и Черняховский каналы: не более 6 км/ч.
- Монастырская бухта острова Валаам: не более 12 км/ч.
Пункт 21
На реках Фонтанка, Мойка, Ждановка, канал Грибоедова, Кронверкский пролив стоянка у причалов осуществляется только за кромкой судового хода, на участках внутренних водных путей, находящихся в Калининградской области, стоянка судов (составов) в границах судового хода (вне рейдов) осуществляется только в один корпус.
Пункт 24 (ЗАПРЕЩАЕТСЯ)
подпункт 3
На участках реки Невы от моста Александра Невского до Благовещенского моста, реки Малой Невы от реки Невы до Тучкова моста, реки Большой Невки от реки Невы до Кантемировского моста, реках Фонтанке, Мойке, канале Грибоедова, Зимней канавке, Кронверкском проливе, Крюковом канале, за исключением мест, указанных в приложении № 2 к Правилам;
На участках внутренних водных путей Российской Федерации в границах города Санкт-Петербурга, не указанных в абзаце втором настоящего подпункта, на которых отсутствует возможность обеспечения безопасного и беспрепятственного движения по судовому ходу, безопасного подхода к береговой полосе и инфраструктуре внутренних водных путей, швартовки, стоянки и обработки судов.
подпункт 36
Швартоваться к причальной стенке верхнего подходного канала Нижне–Свирского шлюза;
подпункт 37
Стоянка без дежурного буксирного судна плотов и несамоходных судов, за исключением судов, осуществляющих погрузку и/или выгрузку, а также судов технического флота на участках Волго-Балтийского канала:
- От устья реки Вытегра до выхода из верхнего подходного канала шлюза № 1 в Вытегорское водохранилище;
- От нижнего подходного канала шлюза № 3 до выхода из верхнего подходного канала шлюза № 5 в Новинковское
водохранилище; - От нижнего подходного канала шлюза № 6 до Константиновских Порогов;
подпункт 43
Остановка, швартовка и стоянка судов на следующих участках внутренних водных путей регионального значения:
➤ Река Мойка от 1–го Садового моста до 2–го Садового моста, за исключением участка акватории, примыкающего к спуску № 17,
расположенному напротив дома № 2–4, литера Б, по Инженерной ул. («Павильон Росси»);
➤ Река Мойка от 2–го Садового моста до Мало–Конюшенного моста;
➤ Зимняя канавка на всем протяжении;
➤ Река Мойка вдоль правого берега от 2–го Зимнего моста до Певческого моста;
➤ Река Мойка от Поцелуева моста до Краснофлотского моста;
➤ Река Мойка вдоль левого берега от Краснофлотского моста до Матвеева моста;
➤ Канал Грибоедова вдоль правого берега от Банковского моста до Мучного моста;
➤ Канал Грибоедова вдоль левого берега от Каменного моста до Демидова моста;
➤ Канал Грибоедова вдоль левого берега от Подьяческого моста до Львиного моста у калитки напротив дома № 88–90, литера А, по наб. канала Грибоедова;
➤ Канал Грибоедова от Харламова моста до Ново–Никольского моста;
➤ Канал Грибоедова вдоль левого берега от Красногвардейского моста до Старо–Никольского моста;
➤ Канал Грибоедова вдоль левого берега от Коломенского моста до Мало–Калинкина моста;
➤ Река Фонтанка вдоль правого берега от Пантелеймоновского моста до моста Белинского;
➤ Река Фонтанка вдоль правого берега от Мало–Калинкина моста до Старо–Калинкина моста;
➤ Крюков канал;
Для удобства предлагаем ознакомиться с картами*.
подпункт 44
Движение маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, включая суда, не подлежащие государственной регистрации, а также водных мотоциклов (гидроциклов), запрещено на следующих участках:
- Река Нева: от Благовещенского моста до Литейного моста;
- Река Малая Нева: от Биржевого моста до реки Нева;
- Река Большая Невка: от Сампсониевского моста до реки Нева.
Ограничение действует в период с 23:00 до 05:00, за исключением следующих случаев:
- Движение указанных судов в рамках культурно-массовых, официальных физкультурных и/или спортивных мероприятий.
- Использование судов, принадлежащих:
- Федеральной службе по надзору в сфере транспорта,
- Министерству внутренних дел Российской Федерации,
- Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,
- Исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга и их подведомственным организациям,
- Администрации бассейна внутренних водных путей.
Исключения также предусмотрены для случаев, указанных в пункте 9 Правил.
подпункт 45
Запрещено движение самоходных судов (включая составы и маломерные суда), не оборудованных и не обеспечивающих:
- автоматическую передачу и приём данных через АИС-транспондер,
- постоянно включённую радиотелефонную станцию ультракоротких волн на 5-м канале (300,2 МГц),
на следующих участках водных объектов:
- Река Нева: от Благовещенского моста до моста Александра Невского;
- Река Малая Нева: от моста Западного скоростного диаметра до реки Нева;
- Реки Большая Невка, Средняя Невка, Малая Невка;
- Реки и каналы: Фонтанка, Мойка, Ждановка, канал Грибоедова, Зимняя канавка, Кронверкский пролив, Крюков канал.
подпункт 47
На следующих участках водных объектов запрещено движение следующих видов плавательных средств:
- Река Нева: от Благовещенского моста до Литейного моста;
- Река Малая Нева: от Биржевого моста до реки Нева;
- Река Большая Невка: от Сампсониевского моста до реки Нева;
- Реки и каналы: Фонтанка, Мойка, канал Грибоедова, Зимняя канавка, Кронверкский пролив, Крюков канал.
Перечень запрещённых средств:
- Шлюпки и плавучие средства, являющиеся принадлежностями судов, которые не подлежат государственной регистрации (за исключением судов технического флота и случаев оказания помощи терпящим бедствие на воде).
- Суда массой до 200 килограммов (включительно) и мощностью двигателей (при наличии) до 8 киловатт (включительно).
- Спортивные парусные суда длиной до 9 метров, которые:
- не оснащены двигателями,
- не оборудованы местами для отдыха.
- Беспалубные несамоходные суда длиной до 12 метров.
подпункт 48
Движение водных мотоциклов (гидроциклов) запрещено на следующих участках водных объектов:
- Река Фонтанка;
- Река Мойка;
- Канал Грибоедова;
- Зимняя канавка;
- Кронверкский пролив;
- Крюков канал.
Пункт 27
Абзац четвертый изложить в следующей редакции:
пятый признать утратившшм силу.
Одностороннее движение судов осуществляется на следующих участках водных путей регионального значения в
Санкт-Петербурге:
Зимняя канавка - от реки Мойки (2-й Зимний мост) до реки Невы (Эрмитажный мост);
Крюков канал - от реки Фонтанки (Смежный мост) до реки Мойки (Матвеев мост);
Кронверкский пролив - от Иоанновского моста вверх по течению до реки Невы;Река Ждановка - от истока до устья.
Пункт 28
Порядок движения и расхождения судов на внутренних водных путях регионального значения в городе Санкт-Петербурге должен осуществляться по следующим основным судовым ходам, которые являются главными по отношению к другим судовым ходам:
- Основной судовой ход реки Фонтанка является главным по отношению к судовым ходам реки Мойки и канала Грибоедова;
- Основной судовой ход Крюкова канала является главным по отношению к судовым ходам реки Мойки и канала Грибоедова;
- Основной судовой ход реки Мойки является главным по отношению к судовому ходу канала Грибоедова.
Пункт 28
Запрещается движение маломерных судов между островом Рыбный и восточным берегом острова Валаам;
Спасибо за внимание и уделённое время данной статье.
Если вы обнаружили ошибку/недочёты, то будем рады вашему обращению!
Почта: news@24spbwater.ru
VK: vk.com/24spbwater
Telegram: @spbwaterfeedbackbot
Источники:
19.12.2024 - Извещение судоводителям и судовладельцам // СПБ ГКУ "АВТ"
Методические материалы ФБУ «Администрация «Волго-Балт» с разъяснениями.
A flying boat, heading the Egina oil field.jpg - GodwinPaya