Когда метро пошло ко дну: трагедия, изменившая Ленинград

07.04.2025 22:05
Author
Вадим
Новости&Статьи 24SPBWater

О чём данный материал?

Речь пойдёт о катастрофе в петербургском метро, случившейся 8 апреля 1974 года. Тогда под землёй произошёл масштабный прорыв воды, едва не стоивший жизни строителям и повлёкший за собой разрушения на поверхности. Эта история — не только о человеческой ошибке, но и о том, как иногда технические решения оказываются заложниками политических сроков.

Тоннель, который не смог

В начале 70-х годов всё шло по плану: станции «Выборгская» и «Лесная» уже были на подходе, активными темпами шло строительство перегона до «Площади Мужества». Однако весной 1974 года всё оборвалось. Под землёй строители столкнулись с подземной рекой — и с ней шутки были плохи.

Проект изначально учитывал наличие воды. Предполагалось замораживать неустойчивый грунт и усиливать гидроизоляцию. Но в расчётах просчитались: масштабы водного потока недооценили. Для заморозки использовали фреоновые установки, способные охлаждать грунт всего до -10…-12 °C — оказалось, этого недостаточно.

Чтобы сэкономить материалы, тоннели проложили один над другим. И именно в нижний, 8 апреля, хлынула водопесчаная смесь. Она моментально затопила полуторакилометровый участок. Строители едва успели спасти бригаду из верхнего тоннеля — людей фактически выдернули с того света.

На станции «Лесная» в срочном порядке отлили бетонные пробки — по 3 метра толщиной — чтобы не допустить распространения воды дальше по линии. Но ущерб был нанесён колоссальный. Из-за осадки грунта на поверхности образовалась гигантская воронка. На Политехнической улице вздыбился асфальт, лопнули рельсы, покосились дома, а здание завода «Красный Октябрь» вообще рухнуло. Над зоной провала стояло ещё одно — многоэтажное — и его судьба висела на волоске.

Как не надо решать проблемы

После аварии рассматривались разные варианты обхода: изменить трассу, опустить тоннель глубже или проложить выше. Но каждый из них либо требовал много времени, либо угрожал сносом жилых кварталов. А главное — в такие сроки новый план не вписывался в пятилетку и уж точно не обеспечивал торжественный запуск к XXV съезду КПСС.

И тогда решили идти по уже затопленному пути. Буквально. В ход пошло решение, достойное сценария антиутопии: заморозка почвы жидким азотом. Более 8 тысяч тонн азота доставили в Ленинград со всей страны. Стоимость такого проекта была астрономической, а надёжность — под большим вопросом. Тем не менее, грунт «доморозили», воду и песок остановили, и перегон достроили.

Итог

Это была не просто стройка — это был подвиг, граничащий с безумием. Но и урок на будущее: когда в приоритете не безопасность, а политический дедлайн, инженерные решения могут выйти слишком дорогими. Не только по деньгам.

  • * Фото для статьи было сгенерировано нейронной сетью.
Оцените статью