Тоннель, который не смог
В начале 70-х годов всё шло по плану: станции «Выборгская» и «Лесная» уже были на подходе, активными темпами шло строительство перегона до «Площади Мужества». Однако весной 1974 года всё оборвалось. Под землёй строители столкнулись с подземной рекой — и с ней шутки были плохи.
Проект изначально учитывал наличие воды. Предполагалось замораживать неустойчивый грунт и усиливать гидроизоляцию. Но в расчётах просчитались: масштабы водного потока недооценили. Для заморозки использовали фреоновые установки, способные охлаждать грунт всего до -10…-12 °C — оказалось, этого недостаточно.
Чтобы сэкономить материалы, тоннели проложили один над другим. И именно в нижний, 8 апреля, хлынула водопесчаная смесь. Она моментально затопила полуторакилометровый участок. Строители едва успели спасти бригаду из верхнего тоннеля — людей фактически выдернули с того света.
На станции «Лесная» в срочном порядке отлили бетонные пробки — по 3 метра толщиной — чтобы не допустить распространения воды дальше по линии. Но ущерб был нанесён колоссальный. Из-за осадки грунта на поверхности образовалась гигантская воронка. На Политехнической улице вздыбился асфальт, лопнули рельсы, покосились дома, а здание завода «Красный Октябрь» вообще рухнуло. Над зоной провала стояло ещё одно — многоэтажное — и его судьба висела на волоске.
Как не надо решать проблемы
После аварии рассматривались разные варианты обхода: изменить трассу, опустить тоннель глубже или проложить выше. Но каждый из них либо требовал много времени, либо угрожал сносом жилых кварталов. А главное — в такие сроки новый план не вписывался в пятилетку и уж точно не обеспечивал торжественный запуск к XXV съезду КПСС.
И тогда решили идти по уже затопленному пути. Буквально. В ход пошло решение, достойное сценария антиутопии: заморозка почвы жидким азотом. Более 8 тысяч тонн азота доставили в Ленинград со всей страны. Стоимость такого проекта была астрономической, а надёжность — под большим вопросом. Тем не менее, грунт «доморозили», воду и песок остановили, и перегон достроили.
Итог
Это была не просто стройка — это был подвиг, граничащий с безумием. Но и урок на будущее: когда в приоритете не безопасность, а политический дедлайн, инженерные решения могут выйти слишком дорогими. Не только по деньгам.
- * Фото для статьи было сгенерировано нейронной сетью.